hohag_lappu (hohag_lappu) wrote,
hohag_lappu
hohag_lappu

Categories:

Сирийские осетины имеют право вернуться в Осетию!

Syria.-Map Одной из главных тем мировых СМИ стало противостояние в Сирии. Практически в стране идёт полномасштабная гражданская война, жертвами которой стали тысячи человек.

В этой арабской стране проживают около 100 тысяч кавказцев, в основном это адыги, но есть и осетины их около 1000 человек.

Кавказцы попали сюда во второй половине 19 века во время Русско-Кавказской войны. Территория современной Сирии тогда входила в Османскую Империю и стала приютом для кавказских мухаджиров наряду с территориями современных Турции, Иордании, Израиля и Косова.

Вот, что нам говорит о мухаджирстве и мухаджирах Википедия:

Мухаджи́рство — массовое и целенаправленное переселение мусульман в мусульманскую страну из немусульманских стран, где мусульмане являются меньшинством или чаще всего им становятся в результате военных действий (например, аннексия мусульманской территории христианским государством) и не желают мириться с положением религиозного меньшинства.
Этимология




Мухаджиры (араб. المهاجرون‎‎ букв. «переселенцы») — термин, происходящий из арабского языка от слова хиджра — переселение.

Первоночально, когда ещё жив был пророк, мединских мусульман называли «ансары» (что означает «помощники»), а мусульман, которые переселились из Мекки, называли «мухаджиры» (что означает «переселенцы»), лишь через время этот термин распространился на всех мусульман — «переселенцев» (из любых других мест).
Примеры

В современном контексте этот термин применяется к различным массовым переселениям мусульман с территорий, контролируемых немусульманским большинством или правительством. В исторической литературе термин связан со следующими событиями:
Переселенцы в г. Ясриб (будущая Медина) из г. Мекка под предводительством пророка Мухаммеда, первые сторонники ислама, вынужденные бежать от преследований язычников. См. Хиджра.
Мусульмане Хорезма, бежавшие в другие мусульманские страны после завоевания Средней Азии ордами Чингисхана. Одним из таких переселенцев был поэт Джалаладдин Руми, переселившийся из Афганистана в государство турок-сельджуков.
Мавры, добровольно или вынужденно переселившиеся из Испании в страны Магриба после завершения Реконкисты. См. Мориски.
Крымские татары, массово переселившиеся в Османскую империю после завоевания Россией Крымского ханства в 1783 году.
Мусульмане Кавказа, в XIX веке бежавшие в Османскую империю под натиском российских войск в результате серии поражений Турции (на стороне которой они выступали в ряде войн, надеясь вернуть независимость от России), а также в результате Кавказской войны. В частности, абхазы, черкесы и убыхи, вынужденно переселившиеся в Турцию после окончания войны. Подробнее см. черкесское мухаджирство.
Этнические албанцы Центральной Сербии, вытесненные в 1878 году сербской армией из окрестностей Ниша и поселившиеся в Косово, где их потомки проживают по сей день.
Балканские мусульмане (турки, албанцы, бошняки, цыгане, помаки, греки-мусульмане и др.), выехавшие в Турцию в 1878—1923 годах, в связи с потерей Османской империей территорий в Восточной и Южной Европе.
Мусульмане Индии, переселившиеся в Пакистан в середине XX века в результате раздела Британской Индии.
Палестинские арабы, покинувшие занятые израильской армией территории на протяжении XX века и проживающие преимущественно в сопредельных странах.
Афганцы, бежавшие из Афганистана в Иран и Пакистан после вторжения советских войск в 1979 году. См. Афганская война (1979—1989).
Азербайджанцы и курды, бежавшие и изгнанные из Армении, а также из захваченной армянами Карабахской области Азербайджана в Азербайджан


С начала 90-х некоторые потомки мухаджиров вернулись на свою историческую родину, в основном в Майкоп, Нальчик, Баксан. Делали они это добровольно. Но когда война шла в Косова потомкам мухаджиров пришлось снова мигрировать и тоже на Родину. Переселились косовские адыги в отстроенный для них аул Мафэхабль вблизи Майкопа.

Сегодня же вновь потомки мухаджиров в беде. На этот раз в вышеупомянутой Сирии. Практически сразу после начала вооруженного конфликта в этой восточной стране в прошлом году сирийские кавказцы написали письма к руководителям Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Адыгеи. Было и письмо в Северную Осетию. Часть этого письма была с просьбой о помощи в изучении родного языка сирийскими осетинами, что было во второй части, я не в курсе. Сразу же после этих писем началась активная работа адыгских общественных организаций по организации мероприятий для возвращения репатриантов. И люди начали приезжать. Сегодня и осетинские мухаджиры изъявили желание о репатриации.
Не знаю, что будет сделано для этого со стороны руководства нашей республики. Но пока лишь об этом упоминалось лишь в паре репортажей на местном телевидении и у нескольких блогеров.

В Северную Осетию просятся гораздо меньше людей, чем в соседние Адыгею, Кабардино-Балкарию и Карачаево-Черкесию.

В Северной Осетии есть опыт принятия и обустройства гораздо большего количества беженцев.

Например, в начале 90-х во время грузино-осетинского конфликта наша республика приняла более 100 тысяч беженцев из внутренних районов Грузии и из Южной Осетии.

После развала СССР большое количество осетин переселилось сюда из Средней Азии. Если не ошибаюсь, то около 15 тысяч человек.

Во время войны в Чечне сюда переселилось много русских.

Большое количество турок-месхетинцев приняла Осетия в те же 90-е.

Таким образом получается, что у нашей республики громадный опыт в таких ситуациях.

Конечно, есть небольшие «НО», но их нужно перешагнуть. К ним, на мой взгляд, может относиться, несколько экономических вопросов, таких как предоставление жилья репатриантам, мест в школах и детских садах, выделение им рабочих мест и т.д. Безусловно, это не такая и простая вещь для скромного северо- осетинского бюджета. Но руководству республики, а так же депутатам Гос. Думы, членам Совета Федерации, полномочному представителю при Президенте России от Северной Осетии нужно пролоббировать, добиться выделения средств из бюджета страны. Ведь была же программа по возвращению и обустройству соотечественников, «пробили» же вопрос с косовскими адыгами, руководители адыгских республик же ищут финансирование для возвращения своих сирийцев. Кроме того, можно попытаться хотя бы часть этого мероприятия попробовать изыскать из внебюджетных источников. Пример с теми же косовскими адыгами : аул Мафэхабль во многом был отстроен за счёт зарубежных адыгских диаспор, а поликлинику в нём построили за счёт Всемирной Исламской Лиги, финансируемой на тот момент, Муаммаром Каддафи.

Есть ещё несколько «НО», но уже видимо политического характера.
Осетинские мухаджиры не вписываются в несколько сложившихся стереотипов.
Признание самого факта осетинских мухаджиров. Ведь осетины издревле покорный России народ. У осетин и русских не могло быть конфликтов. К тому же у осетин не было мусульман.
Да, действительно, многие ошибочно считают, что среди осетин, если и были мусульмане в прошлом, то номинальные, а наличие осетинских мухаджиров показывает обратное, осетины переселись под религиозными знамёнами, хотя не все. К тому же, многие из потомков этих мухаджиров великолепно говорят по-осетински, знают историю, обычаи, но при этом они не знакомы или не соблюдают культ Уастырджи и некоторые другие культы, которые многие считают общенациональными. Кроме того, некоторым трудно будет признать, то что ислам был во многих местах, о которых сейчас не принято говорить, как имеющих в своей истории мусульманские отпечатки.

Но факт остаётся фактом. И для помощи части нашего народа нужно перешагнуть и через эти стереотипы. Нужно набраться терпения и собраться с силами для помощи своим землякам. Это долг каждого осетина сейчас!
Тем более долг этот легче реализовать, чем нашим соседям. Нужно объединиться вокруг этого вопроса!


И в заключении всем рекомендую посмотреть фильм «Черкесия.Чужбина»:





Tags: Осетия, Северный Кавказ, Сирия, мухаджирство
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments